Маркировка шин
Современные пассажирские и легкогрузовые шины содержат более 200 различных материалов и разрабатываются с целью получить различные комбинации характеристик, требуемых в зависимости от стиля вождения и потребностей автовладельцев.
Собранное колесо представляет собой воздушную камеру, заполненную воздухом до определенного давления, которое удерживает массу автомобиля. 95% веса автомобиля держит именно этот воздух, поэтому исключительно важно поддерживать рекомендуемое давление в колесе. Остальные 5% веса удерживаются самой шиной, ее бортами и внутренним кордом. Главная функция шин - передать управляющее воздействие, такое как торможение, руление, набор скорости на дорожное покрытие. Та часть поверхности шины, которая находится в контакте с дорогой и передает управление называется пятном контакта. Сила трения между шиной и поверхностью дороги в области пятна контакта является ключевой в управлении автомобилем. Пятно контакта размером с открытку и сила трения с дорогой полностью определяют степень управления автомобилем.
Автомобильные шины, работая совместно с подвеской, обеспечивают комфорт при движении и гасят ударные воздействия неровностей дороги, не передавая их на корпус машины, а амортизируя. Не смотря на то, что шины изнашиваются по мере езды, существуют способы продлить их срок службы. Правильное давление в шинах, правильная установка критически важны для безопасной езды, но так же помогают экономить топливо, достичь лучшей управляемости автомобилем, продлить срок службы колес. Постоянный уход, балансировка колес также существенно продлевают срок службы шин.
Чтобы правильно подобрать шины для автомобиля, необходимо знать особенности их маркировки. Шины для легковых автомобилей обозначаются, например, так:
P215/65R15 91V
В системе обозначений, принятой в Америке, буква “Р” обозначает, что шина предназначена для легковых автомобилей. Шины, предназначенные для легких грузовиков, имеют обозначение “LT”. Оно говорит о том, что шина имеет повышенный индекс нагрузки и усиленную конструкцию, поэтому ни в коем случае нельзя устанавливать легковые шины на грузовик, даже если полностью совпадает размерность этих шин.
“215” - это ширина шины, выраженная в миллиметрах. Она измеряется в самом широком месте шины, установленной на колесный диск и надутой до рекомендованного давления. Этот параметр может меняться в зависимости от ширины диска, на котором установлена шина.
“65” - это высота шины, выраженная в процентах от ширины. Высота шины или высота профиля шины - это расстояние от бортика диска до внешней поверхности колеса. Чтобы узнать высоту шины в миллиметрах, нужно умножить ширину на высоту профиля и разделить на 100. Например, высота шины размерностью 205/55 будет 113 мм.
“R” означает тип конструкции шины. В данном случае “R” означает радиальную конструкцию шины. Шины такой конструкции имеют каркас, корд которого уложен от борта к борту под углом в 90 градусов к центральной плоскости шины. Такой каркас укрепляется дополнительными полосами корда по окружности колеса. Другие типы конструкции обозначаются символами “В” и “D” - диагональные шины. В диагональной шине корд укладывается по диагонали к плоскости вращения колеса.
“15” означает посадочный диаметр шины, выраженный в дюймах. Это точный размер колесного диска, на который может быть установлена шина. Нельзя устанавливать шины на диск, диаметр которого отличается от указанного на боковине покрышки!
“91” - это число соответствует индексу нагрузки в 615 кг. Данный параметр указывает на максимальную допустимую нагрузку на одно колесо. Чтобы узнать, шины с каким нагрузочным индексом соответствуют вашему автомобилю, следует разделить максимальную массу авто на 3,3 и найти по таблице сопоставимый индекс нагрузки
“V” - это индекс скорости. Он показывает максимальную скорость движения на шине, которую она может выдержать. Превышать максимально допустимую скорость нельзя! В этом случае возникающие внутри колеса трения и нагрузки могут привести к деформации или разрушению шины. Ниже приведены наиболее распространенные индексы скорости:
M | = | 130 км/ч |
N | = | 140 км/ч |
P | = | 150 км/ч |
Q | = | 160 км/ч |
R | = | 170 км/ч |
S | = | 180 км/ч |
T | = | 190 км/ч |
U | = | 200 км/ч |
H | = | 210 км/ч |
V | = | 240 км/ч |
ZR | = | 240 км/ч и больше |
W | = | 270 км/ч |
Y | = | 300 км/ч |
Шины, которые выдерживают скорости больше 240 км/ч, могут иметь обозначение ZR. Те шины, которые предназначены для движения на скоростях больших, чем 300 км/ч должны быть отмечены индексом ZR.
Не рекомендуется понижать скоростной индекс, рекомендованный для вашего автомобиля. Тем не менее установка шин с меньшим скоростным индексом, чем рекомендовано производителем, не уменьшает других характеристик вашего авто. Главное - всегда помнить о новом скоростном ограничении и не превышать этот лимит.
Существует еще одна система обозначений. Она встречается намного реже и, как правило, используется для обозначения типоразмеров шин для внедорожников. Например,
31х12,5 R15
Здесь “31” означает внешний диаметр шины в дюймах.
“12,5” - максимальная ширина шины в дюймах,
“R15” - диаметр диска, на который может монтироваться шина в дюймах.
Прочие обозначения
“M+S” обозначает, что шина подходит для езды зимой или является всесезонной. Летние шины не имеют подобного обозначения не только в силу строения протектора, но и из-за состава резины, используемого для изготовления летних шин. Индекс “M+S” вовсе не означает, что шина имеет все характеристики для езды зимой и прошла специфические тесты. В условиях российского климата всегда необходимо обращать внимание и на другие обозначения. Руководствоваться только надписью “M+S” при покупке зимних шин нельзя.
Знак “снежинка” означает, что шина предназначена для зимней езды. Шины, снабженные этим символом, обеспечивают максимальную эффективность управления автомобилем на снегу.
“XL” - этот знак говорит о том, что шина имеет повышенный на 4 единицы индекс нагрузки для данного типоразмера.
“АТ” или “А/Т” или “All Terrain” означает, что шина предназначена для езды по любым типам дорог, включая грунтовые и грязевые. Считается, что оптимальное соотношение времени движения по асфальту и грунту для этих шин 50/50.
“МТ”, “М/Т”, “Mud Terrain” - шины для передвижения по грязи. Они обладают крупным рисунком протектора с широкими промежутками между выступами. Такая шина очень хорошо самоочищается, но при буксовании моментально закапывается. На асфальте такие шины ведут себя весьма посредственно: машина рыскает, покрышки издают сильный шум. Условия, где раскрываются все возможности грязевых шин - это грязь, песок, раскисшие грунтовые дороги, горная местность, глубокий снег и слякоть. Типичный представитель шин этого класса - BFGoodrich Mud Terrain T/A KM2
“НТ”, “Н/Т”, “Half Terrain” - такие шины предназначены для эксплуатации по всем типам дорог, но преимущественно по асфальту. Они могут быть установлены на любые типы внедорожников и лучше всего раскрывают свои возможности на асфальтированных и сухих грунтовых дорогах.
“НР” - High Performance. Это обозначение наносится на шины высшего класса, имеющие исключительные характеристики: высокую максимальную скорость, превосходное сцепление.
“Any season”, “All season”, “R+W” - обозначения, которые характеризуют шину как всесезонную. Такие шины могут использоваться на юге России, где зимы мягкие и снежный покров неустойчивый. В центральной России и особенно на севере использование таких шин не рекомендуется. Они не могут обеспечить надежное сцепление в условиях суровой зимы.
Буква “С”, стоящая после обозначения типоразмера шины означает, что шина предназначена для установки на легкие грузовики и микроавтобусы. Такие шины имеют усиленный каркас и большой индекс нагрузки.
“Ran Flat”, “ZP”, “SST” - это обозначения самонесущих шин, которые способны выдерживать автомобиль с возможностью продолжать движение даже после полной потери давления.
“RF”, “Reinf”, “Reinforced” - такие обозначения сообщают, что шина имеет усиленный каркас.
DOT - это кодовое обозначение производителя, завода, размера и типа шины. Здесь нам интересны только последние 4 цифры, которые обозначают неделю и год производства шины. Например, 5010 означает, что шина была выпущена в 50-ю неделю 2010 года.
MAX.PRESS показывает максимально допустимое давление в колесе, которое шина может выдерживать. Следует всегда поддерживать давление в шине не ниже рекомендуемого и не выше максимального. Здесь нужны дополнительные пояснения.
Для максимальной эффективности сцепления шины с дорогой требуется максимально большое пятно контакта, причем давление шины на дорожное покрытие должно распределяться равномерно по пятну.
Рекомендуемое давление | Давление ниже рекомендуемого | Давление выше рекомендуемого |
Индексы износа и температуры
Американский департамент транспорта разработал систему оценки качества, которая призвана дать потребителю информацию о характеристиках легковых шин. Правда, эта информация справедлива только для летних шин. В примере, указанном на рисунке,
“220” означает рейтинг износа шины. Он определяется путем тестирования шин на износ на длительных дистанциях в условиях, приближенных к реальным. После пробега в 11500 километров измеряется высота протектора и шине присваивается определенное число, выражающее ее стойкость к износу. Чем больше это число, тем более износостойка шина.
“А” означает силу сцепления. Диапазон индексов: “АА”, “А”, “В”, “С” - от самого высокого до низкого. Они обозначают способность автомобиля, обутого в данные шины, остановиться на прямой дороге с мокрым покрытием. Измерения дистанции торможения производятся на асфальте или бетонном покрытии на скорости в 72 км/ч с блокировкой тормозов от начала торможения до полной остановки автомобиля. Важно помнить, что эти индексы не характеризуют стойкость автомобиля к аквапланированию
“В” в нашем примере обозначает индекс температуры. Он определяется в специальных условиях, где шина подвергается 30-ти минутному тесту при высокой температуре. Начиная со скорости 120 км/ч шина вращается на специальном оборудовании, скорость вращения увеличивается с шагом в 8 км/ч до разрушения шины. Шины с индексом “А” должны выдерживать скорость как минимум 180 км/ч, “В” - 160 км/ч, “С” - 136 км/ч. Эти измерения показывают, насколько шина может выдерживать высокие температуры и экстремальные условия эксплуатации и показывают общую надежность конструкции, вероятность внезапного разрушения шины.
Индикаторы износа шины
По мере износа шины ее характеристики ухудшаются. Каждая шина имеет специальные индикаторы износа, которые расположены в разных местах на протекторе шины. По достижению минимально разрешенной высоты протектора она сравняется с высотой метки и шина должна быть заменена.
Цветные метки на шине
Желтая точка на боковине шины обозначает самую легкую часть шины. Она определяется на заводе во время тестирования готовых шин на дисбаланс. Место шины, обозначенное таким знаком, стоит совмещать с самым тяжелым местом колесного диска - местом, где расположен ниппель.
Красная метка - место максимальной неоднородности шины. В этом месте, как правило, расположен хвост последнего витка корда. Тем не менее, это обозначение не стоит принимать во внимание, так как оно используется только при монтаже шины на колесный диск в заводских условиях, где диски так же проверяются на наличие неоднородностей в распределении веса. Этот же знак говорит о том, что шина выпускалась на первичную комплектацию автомобиля.
Метки других цветов полезной информации не несут и являются сугубо технологическими обозначениями.
Цветные полосы на протекторе шины - это цветовой код типоразмера и модели шины. Каждый производитель имеет свой цветовой код, который дублирует обозначение на боковине. При выборе шин стоит ориентироваться только на боковые надписи.