Зимние шины: шипованные или нет?
Шипы VS липучки: все, что вы хотели об этом знать
Как шины должны работать на зимней дороге – как присоски или как когти?
Сейчас многие водители, прочитав название статьи, наверняка подумали: «Что может быть очевиднее? Конечно, шипы! Фрикционная резина создана для европейских и южных стран, где зимы мягкие и теплые. А с нашими родными морозами и гололедом безопасность могут обеспечить только шипованные колеса!».
Но не все так однозначно. Даже компания Nokian – эксперт в области зимней резины для экстремальных условий – выпускает и фрикционные, и шипованные модели, яркими представителями которых являются соответственно зимние шины Nokian Hakkapeliitta R2 и Nokian Hakkapeliitta 8.
Давайте разбираться, что к чему.
Физика льда и назначение шипов
Шипованные зимние шины нужны для того, чтобы обеспечивать надежное сцепление протектора со льдом и укатанным снегом.
Факт: Никакие липучки не смогут обеспечить на льду и укатанном снегу такое же надежное сцепление, как шипы.Почему? Лед – он скользкий и очень плотный. Его нельзя продавить. Значит, для того, чтобы зацепиться за него, его обязательно нужно разрушить чем-то острым и прочным.
Шипами. Но никак не мягкой резиной. Все очень просто.
Факт: Тормозной путь у липучек всегда на 50 – 70% больше, чем у шипованной зимней резины.
Это доказано в ходе многих тестов. Это же правило действует и относительно знаменитых финских покрышек HKPL 8 и HKPL R2. Например, если на определенной скорости в определенных условиях вы нажмете на педаль «тормоз» и проедете на шипах 50 метров, то на фрикционных покрышках в тех же условиях – 80 метров, а то и больше. А это – длина примерно 5 – 6 автомобилей, которые можно и помять, попав в крайне неприятную ситуацию.
Если взять одни из лучших фрикционных шин Nokian Hakkapeliitta R2 SUV и сравнить их с какими-нибудь таксебешными китайскими шипованными, то «китайцы» выиграют в безопасности.
Но ведь фрикционные шины лучше ведут себя зимой на асфальте!
Это – один из самых частых аргументов, который можно услышать от многих водителей. Ведь в больших городах, например, в Москве, зимой дороги чистят до асфальта. А на нем, как известно, липучки ведут себя лучше, чем колеса с шипами.
Да, это на самом деле так. Но:
Факт: Тормозной путь фрикционной резины на асфальте максимум на 10% короче, чем шипованной.
При этом, как мы помним, на льду липучки тормозят на 50 – 70% хуже, чем зимние покрышки с шипами. Отдать предпочтение тем самым 10% и пожертвовать пятьюдесятью? Мы не будем резюмировать эти цифры, каждый водитель сделает собственный выбор.
Есть и еще одна интересная подробность.
Факт: Часто шипованные зимние шины ведут себя на асфальте не хуже, а иногда – даже лучше, чем фрикционные.
Основное различие между летней и зимней автомобильной резины состоит в том, что зимняя всегда мягче. Иначе при понижении температуры менее +5°С она бы стала твердой, как ледышка, вообще бы не держала сцепление и истерлась уже после пары поездок.
Но мягкая резина плохо ведет себя на асфальте. Поэтому, чем жестче протектор зимних шин, тем лучше они ведут себя на расчищенной дороге.
По жесткости шипованные колеса выигрывают у фрикционных. Иначе шипы просто не могли бы держаться в толще мягкой резины. Почему не сделать более жесткими липучки? Тогда они совсем перестанут держать и без того неважное сцепление с обледенелыми дорогами.
Конечно, зимние шины Нокиан HKPL R2 и другие колеса скандинавского типа обладают этим недостатком в значительно меньшей степени. И все же обладают.
Рейтинг разных видов протектора на разных поверхностях зимней дороги
Шипы имеют значение на двух видах зимнего дорожного покрытия:
• на льду и укатанном снегу;
• на асфальте.
На рыхлом снегу наличие ошиповки вообще никак не влияет на качество езды.
Таким образом, целесообразно оценивать сочетание шипов или липучек с асфальтом или льдом. Наилучшим будет сцепление фрикционной резины с асфальтом. Если принять длину тормозного пути в данном случае за единицу, то мы получим следующую картину:
• липучки и асфальт – 1;
• шипы и асфальт – 0,8 – 0,9;
• шипы и лед – 4;
• липучки и лед – 7.
Что это значит? Фрикционная резина является одновременно и лучшей, и худшей. Шипованная находится «посерединке». Да, колеса без шипов обеспечат хорошее сцепление на асфальте. Но, как только водитель съедет на лед, сцепление с дорогой резко снизится. В такой ситуации можно и растеряться – тормозной путь увеличится в 7 раз!
При использовании шипов длина тормозного пути во время езды по асфальту и по льду отличается в среднем в 3 – 4 раза. Изменения не так ощутимы. Водителю легче подстроиться.
На что стоит ориентироваться при выборе покрышек?
Преобладание на дороге асфальта или льда не может быть в данном случае определяющим критерием. В любом городе всегда есть и то, и другое. На примерную работу дорожных служб рассчитывать не стоит.
Факты:1. При выборе зимней резины нужно в первую очередь ориентироваться на температуру. Если она будет ниже 20°С, то стоит отдавать предпочтение шипам и зимним шинам Nokian или другим нордического типа.
2. Второй критерий – характер дорожного покрытия. Если вы живете в сельской местности или небольшом городе и в основном ездите по рыхлому снегу, то, вполне возможно, для вас подойдут и фрикционные колеса.
Что об этом говорит европейское законодательство?
Пока российские водители спорят о том, какая резина лучше, европейские законы давно уже установили в этом отношении четкие и однозначные требования.
Европейский климат отличается мягкостью. Температуры здесь низкие. Шипы никак не улучшают сцепление с дорогой, зато наносят большой вред асфальту. Поэтому они запрещены законом. И какие бы качественные покрышки (пусть даже европейская Nokian Hakkapeliitta 8) ни были установлены на вашей машине, в большинство европейских стран вас на них не пустят.
А на Скандинавском полуострове ситуация прямо противоположная. Здесь можно получить штрафные санкции за нешипованную Nokian Hakkapeliitta R2 и другие липучки.
Каково резюме? Мы не будем его делать, хотя оно и напрашивается само собой. Мы поделились фактами, а каждый автовладелец сделает для себя выбор сам.