Michelin затеял революцию
Индустрия автомобильных шин непрерывно прогрессирует. Улучшаются ездовые и эксплуатационные свойства, совершенствуется дизайн протектора, синтезируются новые формулы и комбинации резиносмеси. При этом есть и технологии, которым далеко не один десяток лет. Например, резино-кордовая система.
Связать текстильную основу корда с резиной не так просто. Нужна особая смола, способная пропитать связываемые материалы и склеить их. Многие годы производители шин используют надёжные и проверенные временем резорцин-формальдегидные смолы (РФС) с их адгезивностью, достаточной для любых нужд.
Всё было чудесно и безоблачно, пока учёные не установили, что резорцин и формальдегид не самым лучшим образом влияют на экологию, вредны в производстве и к тому же являются канцерогенами. Мировое сообщество начало потихоньку лимитировать использование в промышленности резорцин-формальдегидных смол, что поставило большой знак вопроса перед шинными корпорациями. Лидеры рынка начали поиск альтернативы.
Первым анонсировал работы по поиску замены резорцину немецкий Continental. В сотрудничестве с турецким производителем армированной ткани Cordsa началось исследование новых, экологически приемлемых адгезивных веществ. Уже есть первые успехи в лабораториях и на тестовых моделях. Однако первые осязаемые результаты, похоже, появились у французского Michelin, который успел отладить новые технологии настолько, что стало возможным внедрить их в серийное производство. К концу года планируется выпустить до 200 тысяч шин по свежему рецепту.
Исследования и разработки велись более десяти лет. После тяжёлого периода экспериментов и испытаний французы готовы начать использование новой высокопроизводительной адгезивной смолы, которая должна стать новым материалом выбора для связывания резины с тканевым кордом. Традиционная комбинация резорцин-формальдегид-латекс потихоньку уступает своё место более экологичным сочетаниям. Свежеизобретённая смола, пока что безымянная, избежит природоохранительных ограничений, налагаемых мировым сообществом. В её составе - современный полифенол с антиоксидантными свойствами и безопасные полиальдегиды, обычно использующиеся в парфюмерии.
Не так легко полностью заменить технологию, которая работает без сбоев более 80 лет. Переход на совершенно иные стандарты производства требует нешуточных усилий и ресурсов. Кроме того, в процессе практической эксплуатации неизбежно вылезут нюансы, не просчитанные в исследовательских лабораториях. Мишлен это понимает и готов к тому, что первые несколько лет процесс модернизации будет посвящён сохранению качества, аналогичного шинам на основе РФС. Прогресс в ездовой производительности ожидается на протяжении следующих пяти лет.
Новая смола уже тестировалась с наиболее популярными типами волокон, испольщующихся при производстве автомобильных покрышек - полиэстер, нейлон и арамид. Испытания велись с различными размерами и типами шин - от пассажирских до сельскохозяйственных. В итоге нашлось решение, полноценно работающее при любых вариантах и ни в чём не уступающее резорцин-формальдегидной основе. Компания работает над тем, чтобы в ближайшие несколько лет полностью перейти на новые смолы. На данный момент идёт подбор первоочерёдного ассортимента моделей и типоразмеров, которые будут делаться без РФС. Точно известно, что к концу года по природосберегающей технологии будут выпускаться семейства Energy Saver и Alpin.
Кроме шинной промышленности, новая смола обладает нешуточным потенциалом в других сферах. Например, при производстве мебели используется клей на основе формальдегида, не являющийся желательным компонентом по причине вредности. Поэтому адгезивные вещества, безопасные для здоровья и окружающей среды, весьма перспективны для разработки.
Химические исследования и испытания французского шинного гиганта могут спровоцировать реальные прорывы в различных отраслях производства. Компания учла этот момент и создала дочернюю фирму ResiCare, которая со временем будет заниматься всеми вопросами, связанными с новой смолой, и продавать её заинтересованным промышленникам любых направлений.
Революционная инновация демонстрирует возрастающую роль Michelin в мире высоких технологий. Это и движение в ногу с требованиями времени, и потенциальный бизнес в новых секторах. Щедрые инвестиции в научные разработки дают отличные плоды.
Также не будем забывать, что Continental тоже работает в том же направлении и неминуемо оживит общую картину свежими витками технологических гонок.