Зимние шины: муки выбора и радость приобретения
Сколько дней тратится на выбор зимней резины! Летом начинаешь задаваться вопросом: какую зимнюю резину прикупить? Не торопясь читаешь обзоры, тесты... А потом внезапно приходит зима! И все, нужно срочно принимать решение, а количество накопленных знаний буквально разрывает на части. Эта шина лучше на асфальте, а эта на льду! А на даче подъездные дороги не чистят, шипы нужны. Да еще и недорого чтобы... Что же выбрать?
Чтобы постараться ответить на этот вопрос, нужно понять в чем же реальная разница между отдельными моделями. Зимние шины можно разделить на три класса:
- шипованные зимние шины,
- фрикционные зимние шины,
- скоростные зимние шины.
Конечно, это разделение несколько условно. Скоростные зимние шины тоже фрикционные, но имеют более жесткий протектор и лучше всего показывают себя на асфальте. Но обо всем по-порядку.
Начнем с главного: в чем разница между зимними и летними шинами? Главное отличие - это состав резины. В зимних шинах применяются составы, которые сохраняют эластичность при сильных морозах. В этом и кроется вся суть: резина, которая при морозе превращается в пластиковую болванку, не может держать автомобиль на дороге. По европейским нормам зимней шиной является шина, состав резины которой оптимизирован для эксплуатации при температурах ниже +7 градусов.
Второе главное отличие - это конструкция протектора. Зимний протектор изрезан тонкими и глубокими канавками. Эти канавки называются ламелями и несут две главных обязанности: помогают выводить воду из пятна контакта и увеличивают количество острых граней, которыми шина цепляется за поверхность дороги. При торможении грани обнажаются и врезаются в снег или лед - торможение становится более эффективным. Есть и еще множество отличий, но они уже не столь принципиальны.
В чем отличие между шипованной и фрикционной шиной? Все очень просто: в наличии шипов. Сравните шины Nokian Hakkapeliitta 8 и Nokian Hakkapeliitta R: они ничем не отличаются, кроме наличия шипов в протекторе. Шипованная шина так же эффективна на снегу, как и не шипованная, так как шипы практически не оказывают влияние на сцепление при езде по снежной дороге. Другое дело лед. Здесь шипы вносят максимальный вклад в сцепление и благодаря им можно уверенно водить автомобиль на ледяной поверхности. Но лед бывает не везде, да и дороги в городах у нас все-таки чистят. И на асфальте шипы показывают себя не с лучше стороны: при резком торможении или старте они вылетают, существенно удлиняют тормозной путь, ухудшают сцепление с дорогой. Чтобы определиться, какие же зимние шины поставить на свой автомобиль, всего лишь достаточно оценить дорожные условия, которые реально складываются на вашем пути. Если автомобиль полноприводный, то шипы не обязательны, даже если ваша дорога не убирается. Если из города выезжать не предполагается и дороги в городе чистят, то лучше ставить фрикционные шины. Если лед на дорогах зимой - это обычное явление в ваше местности, то вердикт однозначен: шипы.
Скоростные зимние шины - это отдельная категория зимних шин, которую следуют четко отличать от обычных фрикционных. Изначально они разрабатывались для езды в мягкую европейскую зиму.
Чтобы обеспечить хорошие скоростные характеристики требуется более твердая и плотная резина, чем на зимних шинах для суровых холодов. Мягкая резина, которая прекрасно подходит для льда и снега, быстро изнашивается на твердых асфальто-бетонных покрытиях, и за счет внутреннего трения не способна выдерживать большие скорости вращения колеса. Скоростные зимние шины не дают лучшего сцепления на снегу и льду. Поэтому такие зимние шины не лучший выбор для езды в наших условиях. Исключение составляет юг России - там зимы мягкие, температуры редко падают значительно ниже нуля и дороги большую часть зимы избавлены от снега и льда. Сравните характеристики Dunlop Grandtrek SJ6 и Dunlop Winter Sport 3D. Очевидно преимущество первой шины для езды в сложных зимних условиях и преимущество второй для езды по асфальту. Однако, в городских условиях скоростные шины для зимы вполне можно использовать даже на широте Москвы или Санкт-Петербурга. Важно учитывать особенности поведения автомобиля, обутого в этот тип шин, и в неблагоприятных погодных условиях проявлять осторожность при движении.